|
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
|
Конспект
фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте
Учитель-логопед МДОУ
д/с «Лесная сказка»
с. Сосновый Солонец
Фирсова Н.В.
Занятие для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Звук и буква А»
Цели:
1. Четкое произнесение звука А.
2. Выделение звука А из ряда звуков, слогов, слов (на слух).
3. Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
4. Подбор слов на звук А.
5. Знакомство с буквой А.
6. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа).
Оборудование:
Предметные картинки (ананас, аист, автомобиль, альбом, антенна, автомат, абрикос; утка, мак, муха), индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, тетради, карандаши, слоговая таблица.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
- Проходите и садитесь на ковер полукругом. Назовите картинки, которые вы видите перед собой (предметные картинки на звук А лежат на ковре).
2. Знакомство и работа со звуком.
Выделение звука А на слух:
- Поиграем в игру «Назови первый звук» (с мячом). Тот, кому я брошу мяч, отвечает на какой звук начинается слово.( Автомобиль, ананас, аист, альбом, антенна, автомат, абрикос).
Дети называют первый звук.
Уточнение артикуляции звука А:
- Верно, все слова начинаются со звука А. Повторим этот звук вместе (хоровое повторение). А теперь посмотрите на меня и послушайте: а-а-а-а-а (тяну звук). Что вы заметили? (уточняем артикуляцию). Сейчас произнесите звук А перед зеркалом (раздаю индивидуальные зеркала).
Далее звук произносится детьми хором и индивидуально.
Определение характеристик звука А:
- Когда мы произносим звук А, воздушная струя выходит изо рта плавно, без преград. Мы можем пропеть звук А. Вспомните, как можно назвать такой звук (Определяем характеристику звука: гласный, потому что он тянется, поется).
Выделение на слуховом уровне звука А из ряда звуков, слогов, слов:
- Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук А»
Речевой материал:
а) ряд гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, иоу, уиа, иуа;
б) обратные слоги: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он;
в) слова: азбука, ананас, ангел, ум, Оля, арбуз, Инна, урок, ура.
(Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А.)
Определение места звука в слове (с опорой на картинки):
- А сейчас будьте внимательны. Определите место звука в слове: аист, утка, мак, муха, абрикос (демонстрирую картинки).
Дети определяют место звука в слове: начало, середина, конец.
Подбор имен со звуком А:
- Давайте вспомним имена детей нашей группы, в которых есть звук А. (Аня, Катя, Антон, Саша)
3. Физкультминутка.
Дети маршируют и произносят слова:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
И будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все правильно и внятно.
И будет всем понятно.
4. Знакомство с буквой А.
Рассматривание буквы, сравнение с предметами окружающей действительности:
- Предлагаю всем занять свои места за столами. Сегодня мы познакомимся с буквой А, научимся ее писать (показ демонстрационной карточки). На что похожа буква А? (Крыша, лесенка, платье)
Что такое буква А?
Алфавита голова.
А, как лесенка, стоит
Перед входом в алфавит.
«Печатание» буквы А:
- Посмотрите, как я пишу букву А на доске (показ способа написания буквы). Попробуем все вместе написать букву А. («Печатание» буквы А в воздухе, затем – в тетрадях по образцу, дописывание недостающих элементов буквы)
Чтение слогов ау, уа (совместное, индивидуальное)
5. Упражнение в составлении предложений (с использованием ранее предъявленных картинок на А)
- Поиграем в игру «Закончи предложение»:
На дереве свил гнездо (аист).
Своих утят ведет к реке (утка).
Витя увидел на полянке (мак).
Жужжит назойливая (муха).
Таня ест (абрикос).
7. Итог.
- Какой звук мы сегодня изучали? Какой это звук? Почему он гласный? Припомните картинки на звук А.
Литература:
1. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Под редакцией Волосовец Т.В., Москва, 2004 г.
2. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Москва, 2004 г.
|